Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Роль генотипа
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие и сущность генотипа 5
2.Взаимодействие генотипа и среды 7
3. Роль генотипа
в формировании психики 9
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Генотип - это все гены организма, в совокупности определяющие все признаки организма - его фенотип. Если геном есть генетическая характеристика вида, то генотип является генетической характеристикой (конституцией) конкретного организма. При изучении наследования определённых признаков генотипом называют не все гены, а только те, которые эти признаки определяют.
Генотип представляет собой не механическую сумму автономных, независимо действующих генов, а сложную и целостную систему - генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов. Так, при взаимодействии аллельных генов, помимо простых случаев доминантности и рецессивности, возможны неполное доминирование, кодоминирование (проявление сразу двух аллельных генов) и сверхдоминирование (более сильное проявление признака у гетерозигот по сравнению с гомозиготами) [6, c.152].
Основной вывод из результатов большинства психогенетических исследований может быть сформулирован следующим образом: в психическом развитии ведущую роль играет взаимодействие генотипа и среды. Примером такого взаимодействия может служить обучение детей с разными генетическими задатками в обычной школе (среда 1) и в гимназии с углубленным изучением предметов (среда 2).
Изучение результатов взаимодействия разных генотипов с различными средовыми условиями приводит к выводу, что существует некая норма реакции - свойственный данному генотипу характер реакции на изменения условий среды, определяющий пределы изменения фенотипического признака [4, c.88].
Различают три вида генотип-средового взаимодействия:
1) пассивное, которое не предполагает целенаправленных действий со стороны индивида (например, ребенок эмоционально нестабильных родителей получает и гены, и семейную среду, способствующие развитию у него нейротизма);
2) реактивное, имеющее место в том случае, когда среда «подстраивается» под генотип (например, если часто плачущий ребенок получает положительное подкрепление - игрушки, сладости, - то такая форма поведения закрепляется);
3) активное, которое выражается в целенаправленных действиях индивида, связанных с поиском или созданием среды, способствующей реализации генотипа в фенотипе.
Генотип может выполнять двоякую функцию. Во-первых, генетические факторы типизируют развитие, т. е. обеспечивают реализацию видовой генотипической программы. Такие единые для всей человеческой популяции особенности, как телесная организация, универсальность руки, прямохождение, способность к речевой коммуникации.
Вторая функция генотипа - это индивидуализация развития, т.е. роль генов в формировании психики каждого индивида. Изучением этой функции занимается психогенетика. Психогенетика - это раздел психологии, использующий данные генетики и генеалогический метод. Предметом психогенетики является взаимодействие наследственности и среды в формировании межиндивидуальной вариантности психологических свойств человека [2, c.186].
Но надо заметить, что генотип достаточно редко обусловливает больше половины всего формирования психики. Роль негенетических факторов в этом формировании оказывается чрезвычайно высокой. Этими факторами могут быть семейные особенности, которые оказывают существенное влияние на развитие психики индивида. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа