Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Государство в рыночной экономике: роль и функции. Цели и инструменты макроэкономической политики
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Роль и функции государства в рыночной экономике 4
1.1. Место государства
в рыночной экономике 4
1.2. Функции государства в рыночной экономике 9
1.3. Особая роль Российского государства в переходный период 11
2. Цели, направления и методы государственного регулирования экономики 14
2.1. Сущность государственного регулирования экономики 14
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики 19
3. Особенности государственного регулирования экономики в России 28
Заключение 30
Список литературы 32
Рыночная экономика - сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. В свою очередь, все производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.
Центральный вопрос государства - проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.
Одна из важнейших функций - стабилизация экономики и стимулирование сбалансированного экономического роста. Системой определенных мер в области бюджетной, денежно-кредитной и фискальной политики государство пытается преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить инфляцию. В этих целях оно стимулирует совокупный спрос на товары и услуги, инвестиции, занятость, регулирует банковский процент и налоговые ставки.
Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Это одна из наиболее острых проблем в современной рыночной системе.
Об огромной экономической роли государства вообще и в российской экономике в частности говорилось в предыдущей главе. Не желая повторяться здесь, остановлюсь лишь на некоторых особенностях, определяющих особую роль государства в российской переходной экономике, а именно:
Переходная Россия отличается несформировавшейся системой социально-классовой структуры. Онареструктурируется, то есть создается по существу заново.
Старая рабоче-крестьянская классовая структура разрушена основательно, а новая еще не сформировалась. Россия переживает переходный период, прежде всего, именно в этом отношении. Раз нет социально-классовой определенности, нет и движущих сил экономического развития. В данном конкретном случае - реформ. Буржуазия как основная прогрессивная и движущая сила рыночной системы еще по-настоящему не сложилась.
Свои регулирующие функции государство выполняет, применяя разнообразные методы и формы воздействия на экономику, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Мировой опыт позволяет говорить о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования. Выделяют косвенные (экономические) и прямые (административные) методы государственного регулирования. Преобладаютэкономические методы, среди которых в первую очередь выделяют денежно-кредитную политику.
Значительная роль отводится налоговой политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение доходов. К налоговому регулированию присоединяется политика государственных расходов, помогающая осуществить структурные преобразования производства, сгладить региональные диспропорции, снять остроту проблемы вынужденной безработицы.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Как оценивают специалисты, экономическая политика, реализуемая последнее время Россией, не может быть признана объективной и эффективной. Основные финансовые ресурсы были направлены не на экономический рост, а на содержание государственного аппарата. В настоящее время не принята единая государственная политика по использованию больших объемов дохода бюджета, формирующихся за счет высоких мировых цен на ресурсы. Декларируемые цели государственного регулирования экономики, оформленные в виде национальных проектов, на практике не несут существенных структурных изменений национальной экономики и выработанной системы стратегических направлений развития. [6] Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа