Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Оценка эффективности антимонопольной политики государства
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты антимонопольной политики государства 5
1.1 Модель монополии и методы
достижения монопольного положения. Виды монополий 5
1.2 Функции, задачи и принципы антимонопольной политики 10
1.3 Особенности антимонопольной политики в России 14
2. Анализ и оценка эффективности антимонопольного регулирования в России на примере отраслевого рынка нефтепродуктов 19
2.1 Ситуация на федеральном рынке нефти и нефтепродуктов 19
2.2 Основы антимонопольного российского законодательства как средства регулирования нефтяных компаний 24
3. Проблема антимонопольной политики и пути их решения в современной России 29
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольной политики 29
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 32
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Основной отличительной чертой рыночных отношений является конкуренция. В зависимости от способов ее осуществления различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Рыночная структура определяется условиями, в которых образующие ее фирмы конкурируют между собой. К числу этих условий относятся: количество и размеры фирм, качество продукции, контроль над ценой и другие параметры. Степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену характеризует совершенную или несовершенную конкуренцию.
Одним из важнейших компонентов политики конкуренции и обеспечения социально-экономической стабильности интересов участников деловых отношений является политика антимонопольного регулирования, которую проводит государство в лице соответствующих органов власти и управления, осуществляя государственный контроль за соблюдением законов и нормативных актов, относящихся к системе конкурентного права.
В течение последних 15 лет в России активно проводится государственная политика, направленная на поддержку конкуренции и ограничение монополизма. Монополизм, сложившийся в стране к концу восьмидесятых годов прошлого столетия, обладал уникальными чертами, отличавшими его от классической монополии. Генетически он сформировался не как результат эффективной хозяйственной стратегии, умелого использования технологических инноваций, анализа динамики рыночной конъюнктуры, а за счет тотального огосударствления экономики с присущей ей административно-командной системой управления.
Практически на всех территориях России уровень конкуренции в сфере реализации нефтепродуктов недостаточен, поскольку рынки (в первую очередь - оптовые) в той или иной степени контролируются крупнейшими российскими вертикально интегрированными нефтяными компаниями – так называемыми ВИНК и их дочерними структурами.
В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства, необходимостью модернизации производственных мощностей нефтяных компаний и повышения качества, поставляемых на товарные рынки Российской Федерации нефтепродуктов были заключены 4-сторонние Соглашения с нефтяными компаниями.
Главная задачи государства – уменьшить монополизацию рынков. В России более 80% ВВП приходится на предприятия крупного и среднего бизнеса и лишь 20% на малый бизнес. В развитых капиталистических странах (США, страны Западной Европы) ситуация обратная – 70 % ВВП производит малый бизнес, а 30% средний и крупный. Монополии в основном возникают в крупном и среднем бизнесе.
В последние годы российское антимонопольное законодательство претерпело радикальные изменения. В 2006 г. был принят новый закон «О защите конкуренции». Резко повышены санкции за нарушения: в 2007 г. введены оборотные штрафы, а в 2009 г. - уголовная ответственность за ограничения конкуренции. Изменение законодательства, более активная деятельность Федеральной антимонопольной службы по его применению повысили роль антимонопольной политики как с точки зрения ее воздействия на поведение хозяйствующих субъектов, так и с точки зрения места в системе государственного управления. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа