Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Формирование и становление единого Российского государства 14-16 век
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Предпосылки и особенности объединения русских земель. Роль Москвы в
складывании централизованного государства 5
2. Формирование единого российского государства. Иван 3 8
3. Особенности социально-экономического и политического развития России в первой половине 16 века 11
4. Реформы середины 14 века. Иван 4. Формирование сословно-представительной монархии 15
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Формирование Русского государства было объективным и закономерным процессом дальнейшего развития государственных форм на территории Восточно-Европейской равнины. На основе предгосударственных структур восточных славян - суперсоюзов в XI-XII вв. - складывается новая форма территориальных образований - города-государства. Города-государства представляли собой следующий этап в становлении русской государственности. Дальнейшее их развитие обусловило монголо-татарское нашествие, приведшее, в частности, к изменениям в органах власти: усилению в ней монархических единовластных начал в лице князей. Этот фактор был одним из составляющих сложного, противоречивого и многогранного процесса зарождения и развития новой государственной
формы - единого Русского государства [3, c.162].
Процесс объединения Руси в XIV-XVI вв. затянулся более чем на двести лет, пройдя в своем развитии три основных этапа. На первом этапе (первая половина XIV в.) произошло выделение основных центров притяжения, которыми и стали Тверь и Москва. Если Тверь уже к концу XIII в. представляла из себя динамично развивающееся княжество, то Москва лишь к середине XIV в. усилиями московских князей и, прежде всего, Ивана I (Калиты) с помощью, если так можно выразиться, "сверхлояльности" к Орде сумела получить дополнительные преимущества и в соревновании за первенство на Руси. Одним из важнейших среди них стало перенесение в Москву резиденции русского митрополита, что превращало ее в церковный центр Руси [3, c.186].
С падением власти удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Центральную власть в стране осуществляли великий князь, Боярская дума, дворцовые учреждения и дьяческий аппарат.
Бурные события 1547 г. обусловили необходимость глубоких государственных преобразований. Вскоре вокруг мо¬лодого царя образовалась группа приближенных к нему лиц, которую один из ее участников, князь А. М. Курбский, впоследствии назвал Избранной ра¬дой. Во главе этого кружка служилой знати и придвор¬ных встали дворянин из богатого, но незнатного рода А. Ф. Адашев и протопоп Благовещенского собора Кремля Сильвестр. К ним примкнули знатные кня¬зья — Д. Курлятев, А. Курбский, Н. Одоевский, М. Во¬ротынский и др. В состав Рады входил и первый на¬чальник Посольского приказа думный дьяк И. М. Вис-коватый. Активно поддерживал деятельность этого кружка митрополит Макарий. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа