Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Административно-командная и рыночная система - сравнительный политико-экономический анализ
Описание работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 4
1.1 Понятие, элементы и структура
экономической системы 4
1.2 Вариантность подходов к пониманию экономической системы 6
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ СУЩНОСТЬ 8
2.1 Типы и модели экономических систем 8
2.2 Административно-командная система 15
2.3 Рыночная экономика 21
3. ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Общество как система характеризуется определенными экономическим базисом (совокупностью производственных отношений и производительных сил) и надстройкой (философскими, политическими, религиозными и другими взглядами). Если производительные силы составляют материальную основу развития общества, то производственные отношения – общественную форму их функционирования. Производственные отношения показывают в чьей собственности находятся средства производства, каков характер труда (свободный, наемный), в чьих интересах и как распределяется продукт и доход. Они характеризуют систему хозяйствования.
В мировой литературе существуют различные трактовки понятия экономической системы. Под экономическими системами иногда понимают модели в рамках отдельных способов производства или же только систему производственных отношений. Возможно также разделение всего многообразия концепций экономических систем на две большие группы, характеризующиеся чертами общности относительно критерия историзма рассматриваемых систем.
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Поняв суть системы, можно понять многие закономерности хозяйственной жизни общества.
В рыночной экономике факторные доходы (заработная плата, процент, прибыль, земельная рента) выполняют роль стимулом, способствующих наиболее эффективному распределению ресурсов.
Предприятия в любой хозяйственной системе стремятся смягчить жесткое бюджетное ограничение. Отчасти это удается сделать и в условиях рыночной экономики; монопольная власть на рынке позволяет фирме в той или иной степени диктовать цены; обращение к кредиту позволяет смягчить условия пункта 4 и т.д., но заметим, что и в этих обстоятельствах бюджетное ограничение рыночной фирмы остается почти жестким: кредит всегда предоставляется на жестких условиях и только в том случае, если есть гарантии его возврата, да и в области ценообразования монополии всегда ограничены платежеспособным спросом покупателей.
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции (laissez faire), характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Основные вопросы были рассмотрены выше.
Рыночная система хозяйствования более открыта и эффективна по сравнению с планово-административной. К примеру, опыт социально-экономического развития Восточной и Западной Германии, а также Северной и Южной Кореи после Второй мировой войны свидетельствует о значительных преимуществах рынка. Сегодня закрытая планово-административная система Северной Кореи просто не выдерживает критики.
Анализ проблемы размещения благ выводит нас на проблему взаимодействия экономиче¬ских субъектов. После того, как каждый экономический субъект оценил свои выгоды и затраты и сделал выбор, общество сталкивается с необходимостью координации экономической деятельности отдельных субъектов, которая включает в себя необходимость:
1) согласовать между собой решения производителей;
2) согласовать решения потребителей;
Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа