Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Формы и методы конкурентной борьбы. Ее место и роль в современном рыночном механизме
Описание работы:
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические основы изучения сущности конкурентной борьбы 5
1.1 Понятие, функции
и условия возникновения конкуренции 5
1.2. Методы конкурентной борьбы в современной экономике 8
1.3. Роль конкуренции в современном рыночном хозяйстве 20
2. Модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции 25
2.1 Совершенная (чистая) конкуренция 25
2.2 Монополистическая конкуренция 26
2.3 Олигополия 27
2.4 Чистая монополия 27
3. Особенности и государственное регулирование конкуренции в развитых странах и России 31
3.1. Особенности конкуренции в России 31
3.2. Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной экономикой 34
3.3. Антимонопольное законодательство в России 36
Заключение 39
Библиографический список 41
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, способны платить за один и тот же товар разную цену. Конечно, если бы фирме удалось продать весь товар всем покупателям по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж, что при дальнейшем повышении цены привело бы к снижению дохода фирмы. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены за один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, во времени и т.п. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам. Ценовая дискриминация также часто используется фирмой в ходе конкурентной борьбы для переманивания покупателей у других фирм, желающих отобрать право монополии у первой фирмы.
К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.
Антимонопольное регулирование - это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и контролировать цены. Методы антимонопольного регулирования: ограничение монополизации рынка; постоянный государственный мониторинг; запрещение установления монополистических цен; сохранение и поддержание конкуренции всех цивилизованных фирм.
Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Задача