Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Модели потребительского поведения
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы изучения моделей потребительского поведения на рынке 5
1.1 Теория
потребительского поведения 5
1.2 Фазы поведения потребителей 8
1.3. Основные модели поведения потребителей в экономике 11
2. Анализ современных тенденций развития потребительского рынка 18
2.1. Экономические показатели потребительского рынка России 18
2.2. Отличия российской национальной розницы 21
2.3. Потребительский рынок Республики Башкортостан 24
Заключение 28
Список использованной литературы 30
Большая часть современных исследований поведения рыночных субъектов посвящена проблемам фирмы-производителя, т.е. рассмотрению на микроуровне проблем производства. А ведь главная идея национальной экономики заключается в том, что "экономическая система действует лучше всего тогда, когда удовлетворяет потребности потребителя, которые проявляются в его поведении на рынке" [13, с.370]. В системе экономических отношений главная роль принадлежит потребителю. Именно он выступает центром целевой функции общественного производства. Именно он, воздействуя в режиме обратной связи на производителя, обеспечивает корректировку деятельности последнего в направлении более полного обеспечения общественных потребностей. В отсутствие данной связи (в условиях административно-командной экономики) экономическая система лишается "внутреннего мотора" развития и обречена на деградацию. В конце концов, именно осуществляя свою функцию как потребителя, этот агент экономических отношений обеспечивает полноценное воспроизводство человеческого капитала - самого ценного в настоящее время ресурса общественного производства. Более того, потребительское поведение в большей степени определяет трудовую, сберегательную и другие виды экономической деятельности, предрешает разновидности экономического поведения, которые выступают во многом инструментами, обеспечивающими возможность его осуществления.
В соответствии с данным научным определением поведение потребителя складывается из нескольких взаимосвязанных фаз:
- фаза "преддействия" - это образование настроений, оценок, предшествующее конкретным потребительским решениям и действиям;
- фаза потребительского действия по обретению благ - это покупка рыночных благ или обретение их каким-либо другим способом;
- фаза получения потребительского удовлетворенния (эффекта), включающая в себя непрерывный процесс производства базовых потребительских благ (подготовка рыночных благ к потреблению и их потребление).
1) Модель экономического человека.
Экономическая теория со времени своего зарождения как самостоятельной области знания использовала модель экономического человека. Создание такой модели обусловлено нужностью обследования проблемы выбора и мотивации в хозяйственной деятельности потребителей. Но как справедливо отмечал исследователь Саймон, усилия экономистов были направлены в основном на исследование результатов выбора в экономической сфере, а сам выбор как процесс исключается из поля экономического анализа: "неоклассическая теория представляет собой, по сути, не процесс выбора, а его результаты" [12, с.18].
Внимание исследователей-экономистов к актуальной проблеме и системе экономического выбора и условий, определяющих этот выбор, обусловило пересмотр классической модели экономического потребителя в рамках институционализма.
В последние годы, по данным Федеральной службы государственной статистики (ФСГС), список пяти базовых наиболее прибыльных отраслей экономики (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля, транспорт и связь) почти всегда возглавляет розничная торговля (70-72% прибыльных предприятий).
А с 2002 в России года отрасль «Торговля» стала также лидером по привлечению иностранных инвестиций, обогнав «Промышленность». Это, по существу, в корне опровергает мнение о том, что иностранцев интересует в России, прежде всего, ТЭК. Правда, следует отметить, что помимо розничной торговли сюда нужно отнести также предприятия общественного питания и бытового обслуживания.
Потребительский рынок Республики Башкортостан можно охарактеризовать как стабильный, с динамично развивающимся товарооборотом и материальной базой, высоким уровнем насыщенности товарами и услугами, разнообразием товарного ассортимента, а также обширной конкурентной средой и высокой предпринимательской активностью. Следует отметить активное развитие розничной торговли области, а также динамичное развитие сети предприятий общественного питания. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа