Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Адаптация к физиологическим нагрузкам лиц с нарушением зрения
Описание работы:
Оглавление
Введение 3
1. Обзор литературы 3
1.1.Реакция человеческого организма на физиологические нагрузки 5
1.2.Адаптивное физическое воспитание
как средство реабилитации 7
Заключение по первой главе 18
2. Собственные исследования 19
2.1. Организация исследования 20
2.2. Результаты исследований 22
Заключение во второй главе 27
Список литературы 30
На протяжении всей жизни человеку требуется физическая нагрузка. Это единственный способ поддержать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии и, что более важно, при помощи мышечной работы сохранить резервные возможности всего организма, том числе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Физическая нагрузка должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма [1].
Реакция организма человека с нарушением зрения на физическую нагрузку не может полностью соответствовать аналогичной реакции зрячего в силу перестройки различных систем, направленной на компенсацию зрительного дефекта. Известно, что фазовые циклические изменения активности всех жизненно необходимых систем организма (суточные, сезонные и другие биоритмы) зрячих не вполне соответствуют циклам изменения активности у слепых и слабовидящих, у которых биоритмы выражены слабо и имеют общую тенденцию к сглаживанию.
Кожный анализатор (самый крупный анализатор нашего тела) - это функционально целостное образование, сформировавшееся в процессе филогенеза для восприятия и анализа различных видов внешних и внутренних раздражителей. Как и другие анализаторы, кожный характеризуется специфическими рецепторами, проводящими путями, переключающими реле и центральным представительством. Ощущение, возникающее в ответ на раздражение кожи, является результатом сложной интегральной деятельности всех структур анализатора. Оно является одним из составных частей осязания, представляющего собой более сложную форму кожного восприятия, куда входит также ощущение тепла, холода, вибрации, боли, зуда и др. Периферический отдел кожного анализатора охватывает всю поверхность тела и служит посредником между организмом и внешней средой [6].
Таким образом, ожидаемые результаты: совершенствование моторной сферы, формирование двигательных навыков, развитие всех физических и психических функций, что, несомненно, должно помочь людям с нарушением зрения ощущать улучшение своих физических достижений и своего самоощущения, препятствовать развитию дефектов обмена веществ и нарушению вегетативных функций или способствовать их компенсации.
В публикациях последних лет [11, 12] констатируется, что высокая стрессогенность социально-экономических факторов, эколого-гигиенических условий и стиля жизни в современном обществе обусловливают прогрессивное снижение уровня психофизического состояния и психосоматического здоровья населения. В первую очередь вызывает опасение увеличение количества детей, имеющих физические и функциональные нарушения со стороны различных систем организма. Нарушения зрения занимают в перечне заболеваемости одно из центральных мест. С каждым годом растет количество детей, входящих в группу риска по зрению, то есть детей, у которых при влиянии неблагоприятных факторов могут возникнуть проблемы со зрением [13 - 17].
Исследования проводились с 2010 по 2014 г., в шесть этапов, на базе муниципального образовательного учреждения № 440 г. Уфы, факультета физической культуры и спорта Южно-Уральского государственного университета и иммунологической лаборатории Городской клинической больницы № 5 г. Уфы.
В 2010 - 2014 гг. комплекс оздоровительных технологий внедрялся в режим дня специализированного образовательного учреждения.
В динамических исследованиях (всего 234) приняли участие 75 школьников. Из них было сформировано две группы детей с амблиопией и косоглазием: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы. ЭГ составили 20 школьников (8 мальчиков и 12 девочек), КГ - 19 школьников (8 мальчиков и 11 девочек). Динамические наблюдения за данными группами проводились в течение 2001/2002, 2003/2004 учебных годов (в начале и конце). Обследовались одни и те же дети.
Показатели физического развития детей 8-10 лет с амблиопией и косоглазием ЭГ и КГ в процессе применения комплекса оздоровительных мероприятий.
Исходные показатели длины и массы тела детей с амблиопией и косоглазием обеих групп достоверно не отличались друг от друга. В сентябре 2001 г. показатели средней длины тела у детей ЭГ составили 123,15±1,45 см, а у детей КГ 122,89±1,00 см. В апреле 2004 г. средняя длина тела детей ЭГ оказалась достоверно выше (р<0,05) по сравнению с КГ прирост составил 13,44±0,28 см (10,91 %) и 9,87±0,14 см (8,08 %) соответственно. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа