Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Антимонопольное управление и поощрения конкуренции, зарубежный и отечественный опыт
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы и зарубежный опыт антимонопольного регулирования экономики 5
1.1. Монополизм
и формы его проявления 5
1.2. Особенности монополий и методы борьбы с ними в РФ 7
1.3 Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 14
1.4. Теории государственного регулирования монополистической деятельности 19
2. Анализ практики антимонопольного регулирования в РФ на современном этапе 24
2.1. Деятельность Федеральной антимонопольной службы в РФ 24
2.2. Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ 26
2.3. Специфика антимонопольного регулирования экономики в России 32
3. Перспективы развития антимонопольной политики в РФ 36
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Классическая монополия в рыночной экономике - это рынок одного продавца, обладающего рыночной весомостью. Обладание рыночной весомостью позволяет ее владельцу возможность единолично управлять процессом ценообразования, определять признаки товара, диктовать свои условия потребителям и иным контрагентам. Сейчас термин "монополия" стал использоваться и в более широком смысле. Весьма часто любое недобросовестное экономическое действие на товарных современных рынках, включающее антиконкурентный характер, называют рыночный монополистическим, хотя, по сути, это может быть негативным результатом, к качестве действий хозяйствующего субъекта обладающего рыночной весомостью, так и не обладающего ею.
Накопленный странами с "рыночной" экономикой опыт антимонопольной борьбы, хотя и интересен сам по себе и, безусловно, должен активно изучаться и использоваться в различных конкретных случаях обуздания конкретных монополий, в целом не может служить основой для разработки общей программы действий по демонополизации постсоциалистической экономики.
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех либо иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех либо иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех либо иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех либо иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.
Правительством РФ 7 апреля 2004 года, принято постановление № 189, в котором дословно сказано, "ФАС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных современных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а так же изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности".
Антимонопольное управление в Российской Федерации ведет свою историю с 1991 г. Тогда был принят Закон РСФСР "0 конкуренции и ограничении рыночный монополистической деятельности на товарных рынка" [1]. Закон определяет основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на соответствующих товарных современных рынках, а также формы недобросовестной конкуренции и способы ее преодоления.
К качестве один из видов рыночной монополистической деятельности, подлежащей запрещению в России, рассматриваются соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, могущих иметь в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения приводят к ограничению конкуренции в виде установления согласованных цен, разделов рынков, ограничения доступа на рынок других продавцов. В отдельных случаях разрешаются соглашения, преодолевающие барьер в 35%, если хозяйствующие субъекты докажут, что положительный эффект от такого соглашения превышает возможные его негативные последствия для рынка [2, c.114].
В начале 2008 года, глава ФАС Игорь Артемьев заявил о том, что его ведомство вышло в правительство с идеей реформирования закона "О естественных монополиях". Существующий закон 1995 года, устарел и необходимо его пересмотреть.
Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа