Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Тенденции и проблемы качества рабочей силы в современной России
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты качества рабочей силы 4
1.1. Сущность и значение качества
рабочей силы для экономики страны 4
1.2. Теории человеческого капитала 5
1.3. Показатели качества человеческого капитала 11
2. Анализ современного состояния качества рабочей силы в России 14
2.1. Показатели качества рабочей силы в РФ и их основные проблемы 14
2.2. Динамика населения, занятого в экономике 19
2.3. Роль профессиональной подготовки в формировании современной рабочей силы высокого качества 26
3. Перспективы повышения качества рабочей силы в России 31
3.1. Модернизация образования 31
3.2. Повышение качества жизни населения 36
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Определенные требования к качеству рабочей силы предъявлялись на практике с момента вовлечения человека в общественную деятельность, но само понятие «качество рабочей силы» не является сформированным в экономической науке.
Еще в XVII в. родоначальник английской классической политэкономии В. Петти впервые предпринял попытку оценить денежную стоимость производительных свойств человеческой личности. По его методу «ценность основной массы людей, как и земли, равна двадцатикратному годовому доходу, который они приносят». Ценность всего населения Англии того времени он оценил примерно в 520 млн. ф. стерлингов, а стоимость каждого жителя - в среднем 80 ф. стерлингов. Он отмечал, что богатство общества зависит от характера занятий людей и их способности к труду. Так, взрослого Петти оценивал вдвое дороже, чем ребенка, а «моряк в действительности равен трем крестьянам».
Основная же проблема человеческого капитала: какова связь между качеством труда и его оплатой и в какой степени эта связь искажается действием различного рода привходящих факторов?
Образование далеко не единственная детерминанта заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья – все это, так или иначе, отражается на величине зарплаты. Поэтому приписывание образованию всей разницы в заработках между группами с разным уровнем подготовки приводит к завышению действительного экономического эффекта обучения.
Главное богатство России, как известно, природные ресурсы и люди. С природными ресурсами все более или менее ясно: нефть, газ, даже какой-нибудь калий – сегодня все это идет в дело, все приносит доход, рост капитализации, налоги.
Таблица 1. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.
Численность занятых в экономике по формам собственности представлена в таблице 5.
Таблица 5. Среднегодовая численность занятых в экономике по формам
Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства. В результате чего, доля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30 % безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит в рабочей силе.
Сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются законодательное обеспечение модернизации российской системы образования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг.
Согласно официальным данным доля бедных в России оценивается на уровне 20 процентов. Анализ структуры бедности свидетельствует, что среди бедных около 50% составляют лица трудоспособного возраста.
Высокое представительство трудоспособных граждан в числе бедных определяется, прежде всего, низким уровнем оплаты труда. Около 30% бедных составляют семьи, где все трудоспособные имеют регулярную оплачиваемую работу. Другим фактором бедности является незанятость или неполная занятость лиц трудоспособного возраста, что обуславливается недостаточным уровнем их образования. В то же время, дети из бедных семей имеют значительно меньшие шансы, чем дети из обеспеченных семей, на получение высшего и среднего профессионального образования. В дальнейшем это ведет к снижению их конкурентоспособности на рынке труда и способствует воспроизводству хронических зон бедности в долгосрочной перспективе. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа