Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Антимонопольная политика
Описание работы:
Оглавление
Введение 3
1. Теоретические аспекты антимонопольной политики 5
1.1. Понятие, сущность и виды монополий 5
1.2.
Сущность и значение антимонопольной политики 11
1.3. Антимонопольное регулирование естественных и искусственных монополий 14
2. Современные тенденции антимонопольной политики в РФ 21
2.1. Становление антимонопольной политики в РФ 21
2.2. Основные направления антимонопольной политики в РФ 25
2.3. Нормативное обеспечение антимопольной политики 29
3. Проблемы и перспективы развития антимонопольной политики в России 33
3.1. Проблемы российской антимонопольной политики на современном этапе 33
3.2. Перспективы развития антимонопольной политики 38
Заключение 42
Библиографический список 44
Приложения 46
Монополия - это исключительное право в какой-либо сфере деятельности государства, организации, фирмы [1, ст. 29].
Монополиями являются крупные хозяйствующие объединения, которые находятся в частной собственности и осуществляют контроль над отраслями, рынками и областями экономики на базе высокой концентрации производственной деятельности и капитала с целью установить монопольные цены и извлечь монопольную прибыль.
В каждом государстве, имеющем довольно развитую рыночную экономику, немало внимания уделяется в качестве антимонопольного регулирования ценообразованию.
Цены являются одной из важнейших критических точек в социальной, экономической и политической жизни государства и общества. Так как в данном случае идет столкновение множества интересов практических всех слоев социального общества. [9, с. 5]. При воздействии на ценовые факторы, государством достигаются глобальные цели в области антимонопольного экономического регулирования. Для того, чтобы проводить государственную политику в области антимонопольного регулирования, была создана специальная государственная служба ФАС – Федеральная антимонопольная служба, в обязанности которой входит контроль за деятельностью естественных монополий, благодаря которому обеспечивается равный доступ к производимым естественными монополиями товарам и услугам, а также развивается конкуренция в тех сферах, где она возможна.
Тенденция к высокой экономической эффективности естественной монополии создает условия, которые не позволяют допустить дробление этих монополий. Но, это не значит, что государство должно воздерживаться от регулирования естественной монополии. Ведь если оставить их деятельность без контроля, то это может принести значительный вред.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (с изменениями от 26.07.2006).
С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий.
Самыми важными из всех мер антимонопольной политики для России оказались ограничительные меры. Они предусмотрены законом "О конкуренции" от 14.07.2006 (изм. от 04.06.2014) и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.
В России в настоящее время действует закон РФ "О конкуренции" от 14.07.2006 (изм. от 04.06.2014), и государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства возлагается на антимонопольный орган
(федеральный и территориальный). Антимонопольное законодательство устанавливает определенные правила взаимодействия хозяйствующих субъектов на данном рынке. Соблюдение этих правил направлено на предотвращение появления или ограничение деятельности таких хозяйствующих субъектов, которые могли бы добиться доминирующего положения на рынке, получить возможность своими действиями влиять на цену товара и т.д.
На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта – естественных монополиста: ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и ОАО «РЖД». В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газообеспечения и железнодорожного транспорта, которые могут быть квалифицированы как угрозы экономике государства в целом и развитию конкурентных отношений.
Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг [20, c. 196].
Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа