Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Военно-промышленная политика
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы функционирования военно-промышленного комплекса 5
1.1. Понятие и сущность военно-промышленного
комплекса 5
1.2. Основные отрасли военно-промышленного комплекса 8
1.3. Современная военно-промышленная политика России и место ВПК 14
2. Анализ военно-промышленного комплекса России 22
2.1. Положение военно-промышленного комплекса России в последние годы 2
22.2. Основные факторы военно-промышленной политики 25
2.3. Основные проблемы ВПК России на современном этапе 28
3. Предложения по повышению эффективности функционирования военно-промышленного комплекса в РФ на современном этапе 34
3.1 Задачи и пути модернизации ВПК 36
3.2 Среднесрочные тенденции развития ВПК 36
3.3. Всеобщее разоружение как решение проблем ВПК 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
Военно-промышленный комплекс (ВПК) России - это мощная система предприятий, производящих боевую технику, вооружение и боеприпасы. Как синонимы ВПК используются также термины «военная промышленность» и «оборонная промышленность».
Он включает органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием вооружения и военной техники.
ВПК состоит из нескольких основных отраслей:
- Производство ядерного оружия
- Авиационная промышленность
- Ракетно-космическая промышленность
- Производство стрелкового оружия
- Производство артиллерийских систем
- Военное судостроение
- Бронетанковая промышленность.
Преобразования в отечественном оборонно-промышленном комплексе начались в конце 80-х годов. На протяжении всех последующих лет преобразования в области управления ВПК осуществлялись в разнообразных организационно-правовых формах: конверсии оборонного производства; реформирования системы управления производственными оборонными предприятиями (приватизации, акционирования); реструктуризации отечественного ВПК. Большое количество предприятий ВПК при распаде СССР подверглись интенсивному разгосударствлению. Объем государственного заказа на производство вооружения и военной техники сократился в 1992 году почти в 8 раз. В 1997 году около 50 процентов собственности предприятий российского ВПК было акционировано; из 1700 предприятий ВПК (не считая тех, которые числились на балансе министерства Российской Федерации по атомной энергии) только 40 процентов полностью принадлежали государству, 31 процент предприятий представляли акционерные общества с участием государства, 29 процентов предприятий стали полностью частными акционерными обществами. Вся работа в ОПК была хаотична [6, c.152].
В последнее время российский оборонно-промышленный комплекс по данным многих изданий СМИ находится в очень тяжелом состоянии: коррупция, завышение цены продукции, неспособность разрабатывать и изготавливать современные образцы вооружений, которые отвечали бы за сохранность страны от реальных современных угроз - главные «пункты обвинения». При этом Министерство обороны не пытается улучшить ситуацию, а только усугубляет положение следующими действиями: значительное сокращение численности и дезорганизация воинских подразделений и промышленных объектов, модернизация морально устаревшей военной техники взамен закупки новой и многообещающей, размещение заказов за рубежом. А также Министерство обороны фактически отстранилось от интересов отечественного ОПК, и большое внимание уделяет клиентам на рынке. Эти факторы приводят к ослаблению обороноспособности нашей страны. Военная мощь Советского Союза опиралась на значительный общеэкономический фундамент.
Ниже перечисленные характеристики конъюнктуры можно отнести к группе факторов, порождающих кризис системы ВПК и последующего появления проблем в его функционировании и развитии.
1) Конверсия. Главными целями, которые ставят перед конверсией, во-первых, повышение народнохозяйственной эффективности ВПК в экономике страны, во-вторых, перераспределение ресурсов и производственных мощностей оборонного комплекса в пользу гражданских производств - прежде всего товаров народного потребления и гражданской продукции (инвестиционного оборудования для перерабатывающих отраслей АПК, легкой промышленности, ТЭК). В конверсионных программах явный приоритет отдается направлению, связанному с выпуском потребительских товаров и бытовой техники.
Перечислив основные характеристики российского ВПК можно выделить несколько конкретных пунктов связанных с его проблемами:
Многие предприятия российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) ещё не готовы к серийному производству высокотехнологичных систем вооружения.
Основная задача при решении проблем ВПК это создание новых конкурентоспособных предприятий с современными технологиями и высококвалифицированными кадрами, обеспечивая опережающее развитие новейшего технологического уклада, формируя эффективную систему управления. Динамику развития оборонно-промышленного комплекса ведущих стран во многом определяют новые компании, действующие в области высоких технологий. При этом крупные инвестиции ими направляются на приобретение знаний и технологий, меньшие – на совершенствование основных производственных фондов.
Говоря о среднесрочном развитии ВПК, можно выделить несколько моментов, которые в будущем изменят роль ВПК как в экономике, так и политике.
1. статистический анализ межстрановых сравнений свидетельствует о том, что с ростом экономики возрастает потребность в вооружениях. Таким образом, можно утверждать, что вооружения - это своего рода «роскошь». Поэтому в будущем имеет смысл ожидать закупок вооружений от развивающихся стран.
2. в связи с изменениями в геополитической картине мира вполне возможно ожидать дальнейшее перераспределению военной силы и в будущем. Это означает, что эти процессы смогут повысить роль ВПК как инструмента военно-экономического давления.
Одним из важнейших вопросов в сфере стратегической безопасности и ВПК является контроль вооружений и разоружении в мире. Одной из самых эффективных, продуктивных и целесообразных решений проблем ВПК не только России, но и всего Мира – это всеобщее разоружение.
Разоружение - сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые договоренности, затрагивающие ограниченные территории, или детально разработанные формулы, направленные на демилитаризацию всего земного шара.
Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа