Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Мотивация и стимулирование труда: психологические аспекты
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Понятие о мотивах 4
2. Мотивы и потребности 5
3. Иерархия потребностей А.
Маслоу 7
4. Уровень 1. Основные физиологические (базовые, витальные) потребности 9
5. Уровень 2. Потребность в безопасности 11
6. Уровень 3. Потребности в социальной общности 12
7. Уровень 4.Потребности в уважении и самоуважении 13
8. Уровень 5. Потребности в самореализации 16
9. Теория мотивационной гигиены Ф. Харцберга 18
10. Пассивные мотиваторы 22
11. Активные мотиваторы (регуляторы мотивации) 23
12. Психологические факторы премирования сотрудников 24
13. Принципы мотивирующей организации труда 27
Заключение 29
Список использованной литературы 30
Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Например, учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью [11,c.58].
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотив в отличие от мотивации -- это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий [3, c.62].
Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой “пирамидой” или “лестницей” Маслоу, является фундаментальной теорией, признанной специалистами по менеджменту во всем мире. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.1).
Физиологическими являются те потребности, которые помогают человеку выжить и продолжить жизнь своего рода. В этих потребностях мы ничем не отличаемся от животных, поскольку они также имеют биологическое происхождение. В качестве примера здесь можно привести новорожденных. Физиологические потребности детей, которые недавно появились на свет, сводятся к тому же набору, что и у животных. Это потребность в воздухе, пище, сне, комфорту, защите от стрессов. Позже к этому списку добавляется потребность в размножении.
Стремление к безопасности может превратиться в первостепенную потребность человека и всецело определять его поведение.
Безопасность можно разделить на два вида:
1. простую физическую безопасность
2. более сложную — духовную и социальную безопасность.
Потребности социальные — особый вид потребностей человека. Потребности, нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. Различают два вида потребностей: естественные и созданные обществом.
Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.
Известно, что наиболее полное раскрытие способностей человека возможно лишь в общественно значимой деятельности. Причём важно, чтобы осуществление этой деятельности детерминировалось не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае становится самодеятельностью, а реализация её способностей в данной деятельности приобретает характерсамореализации.
Теорию «мотивационной гигиены» ее автор Фредерик Херцберг развил и конкретизировал в книге, которую написал вместе с руководителем компании ITT («International Telephone Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа