Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Внешкольные формы повышения двигательной активности детей с умственной отсталостью
Описание работы:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1 6
1.1. Характеристика умственной отсталости, ее формы 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей
с умственной отсталостью 7
1.3. Особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 10
ГЛАВА 2 14
2.1. Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка 14
2.2 Этапы формирования игровой деятельности детей 15
2.3 Особенности высшей нервной деятельности умственно отсталых детей 25
2.4 Особенности игровой деятельности умственно отсталых детей 32
2.5 Содержание коррекционно-педагогической работы по изучению и устранению проблем формирования игровой деятельности 35
Список использованной литературы 38
Выводы 40
Приложения 41
Термином «умственная отсталость» обозначают стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы [1].
Дебильность — наиболее легкая степень умственной отсталости. Дебилов условно делят на две группы:
1.Возбудимые. У этих детей возбуждение преобладает над торможением, нервные процессы не уравновешены. Интеллектуальная недостаточность осложняется легкой отвлекаемостью, импульсивностью, неустойчивостью внимания. К заданиям приступают, не продумав хода его выполнения, что приводит к ошибкам. Для детей характерно нарушение целенаправленности (дело не доводят до конца, быстро прекращают работу или идут по наиболее легкому пути). Нарушения эмоционально-волевой сферы. Они не противостоят дурному влиянию и быстро выполняют
поручения лидера. Могут попадать в воровские компании, где являются исполнителями, т.е. становятся потенциальными преступниками. Учебная деятельность у них мала продуктивна. В лучшем случае учатся средне, хотя интеллект сохранен. Любопытны, но не любознательны. У таких детей преобладают сиюминутные чувства, желания. Они могут выступать организаторами, но чаще всего только шалостей. Быстро находят контакт с людьми, общительны. Самооценка завышена. На замечания педагога выражают негативное отношение [7,19].
А.Н.Плешаков, в частности, указывает на то, что развитие двигательной функции у детей-дебилов происходит гетерохронно и гетеродинамично. Автор заключает, что одна из самых слабых сторон двигательной подготовленности детей вспомогательной школы – функция равновесия. Работоспособность у детей-дебилов этого возраста значительно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности
тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений по словесной инструкции [8, 10, 12].
Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. Слово «игра» употребляется в значении развлечения, в переносном - «игра с огнем» - и чего-то необычного - «игра природы» - или случайного - «игра судьбы». Слово «играть» употребляется в значении развлечения, исполнения какого-либо музыкального произведения и роли в пьесе, в переносном значении притворства «играть комедию» и т.д. Трудно установить, какие виды деятельности и их признаки входили в первоначальное значение этих слов и как, по каким линиям оно насыщалось все новыми и новыми значениями.
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность младенца весьма скоро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов [15].
Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.
В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа