Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Рыночные структуры в российской экономике
Описание работы:
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты функционирования рыночных структур 5
1.1.Понятие и типы рыночных структур 5
1.2
Совершенная (свободная) конкуренция 7
1.3 Чистая монополия 9
1.4 Монополистическая конкуренция 13
1.5. Олигополия и ее характеристика 16
2. Анализ рыночных структур в экономике России 18
2.1. Процесс становления рыночных структур в России 18
2.2 Специфика переходной экономики в России 21
2.3. Основные тенденции современной Российской рыночной экономики 26
2.4. Основные меры по развитию рыночных структур в российской экономике 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входа в отрасль и выхода из нее, доступность информации. По сути дела понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке [4, c.158].
Конкуренция бывает двух видов: рыночная и нерыночная. Рыночная конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Совершенной или свободной конкуренция является тогда, когда ни один из продавцов или покупателей на рынке не может существенно влиять на цену товара. В настоящее время свободной конкуренции практически не существует.
На противоположном полюсе по отношению к совершенной конкуренции находится монополия. Монополия – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности [8, c.254].
Эта рыночная структура представляет смешение конкуренции и монополии. Для этой структуры характерно относительно большое число небольших производителей, производящих дифференцированную, хотя и идентичную продукцию, развитость неценовой конкуренции и реклама. Производители в условиях монополистической конкуренции являются небольшими по размеру формата (розничная торговля, производство бытовой техники, парфюмерия, пошив верхней одежды и т. д.).
Олигополия – наличие на рынке нескольких крупных фирм, занимающих господствующее положение в производстве и сбыте какого-либо товара Олигополия характерна для таких российских отраслей, как производство стали и алюминия, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, космическая связь, телевидение. Например, в судостроительной отрасли России занято около 1 млн. работников на 40 предприятиях, из них 17 – крупных, но доминируют на рынке семь: «Адмиралтейские верфи», фирма «Алмаз», «Балтийский завод» (все три – в Санкт-Петербурге), машиностроительный завод «Звездочка» в Северодвинске, «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, Амурский судостроительно-судоремонтный завод в Хабаровске, Дальневосточный завод «Звезда» в Приморском крае.
Особенность российских монополий заключается в их истории. В СССР в каждой отрасли строились предприятия-гиганты (одно предприятие на весь союз). Они были узко специализированы, и у них не было конкурентов. Тогда конкуренция была выражена слабо, всё решал Госплан. Это значительно облегчало управление государством. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Курсовая работа