Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Вариант 9
Описание работы:
Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю
относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.
1. Для иллюстрации идеи неевклидовости пространства полезно привести достаточно простой пример. Пусть пространством является поверхность обычной двумерной сферы. Отвлечемся прежде всего от привычного образа сферы, вложенной в видимое трехмерное пространство, полагая сферу самостоятельным автономным объектом. Будем полагать, что «прямые» в таком сферическом пространстве – кратчайшие расстояния между двумя заданными точками на сфере, т.е. дуги большого круга. Положим, что бесконечным прямым в евклидовом пространстве соответствуют окружности на сфере. Здесь правильно будет говорить именно о соответствии, а не о тождестве, поскольку окружность на сфере обладает лишь одним свойством евклидовой прямой – отсутствием границ, но не обладает другим ее свойством – бесконечной протяженностью. Окружность на сфере безгранична, но конечна. Нетрудно далее убедиться, что через любую точку сферы, не находящуюся на данном большом круге, нельзя провести большой круг, не пересекающий данный, т.е. «параллельную». Иначе говоря, все «прямые» пересекаются.
2. Подтверждаем с благодарностью получение Вашего письма от 28 октября с приложенным к нему гарантийным письмом «Барклэйз Бэнк Лимитед» в связи с нашим контрактом № 25 на продажу Вам 10 000 тонн марганцевой руды.
Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?
Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.
– О чем толковал? – спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым.
– О недоимке, что ль?
– Какое о недоимке, братец ты кой! – отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, – так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?
– Где понять! – отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.
Задание 3. Разграничьте в следующих примерах сравнение, перифразу, метафору, олицетворение, эпитет.
1. Она как гусли многострунна. 2. Ее холодный взгляд пронзал насквозь. 3. Игру его любил творец Макбета. 4. Старый клен на одной ноге стережет голубую Русь. 5. Вдали слышался ропот колес.
Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (параллелизм, антитеза, парцелляция, оксюморон).
1. Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. 2. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. 3. Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. 4. Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. 5. Я царь, – я раб, – я червь, – я Бог.
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.
Уважаемый председатель комиссии! Уважаемые члены комиссии!
Автоматизированное устройство консистентной смазки предназначено для смазки узлов трения большегрузных автомобилей при их обслуживании и ремонте. Проблема существует с тех пор, как возникли крупные автомобильные хозяйства. Малые зазоры в узлах трения трансмиссий ходовой части, а также загрязнение старой смазки создают большие противодавления для замены ее свежим смазочным материалом...
Задание 6. Определите тип связи в тексте.
Городской собор в древности служил не только для богослужений; в нем горожане обсуждали и решали важнейшие дела, князья совещались с боярами и дружинниками, принимали чужеземных послов, творили суд и совет. Не случайно Ярослав Мудрый велел изобразить в Киевской Софии княжескую семью – древнейший и редкий образец портрета в русском искусстве. Изображения самого Ярослава и его сыновей погибли, однако портреты его жены Ирины и дочерей Елизаветы, Анастасии и Анны сохранились. Одетые в богатые узорчатые платья и алые сапожки, они стоят в торжественно застылых позах, но в лицах явственно проступают индивидуальные черты.
Задание 7. Определите способ изложения материала в тексте (индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый).
Вечер был тяжелый и палящий. На небе светила полная луна, а внизу мчалась так называемая поземка.
Вы знаете, что это? Ветер подымал с земли сухой снег и нес нам навстречу ровно, беспрерывно, упорно... Это не метель, но хуже всякой метели... В такую погоду всякое движение останавливается; кажется, мы действительно кой-чем рисковали в это утро.
Задание 8. Определите, какая максима соответствует данному примеру (скромность, вежливость, такт, одобрение, полнота информации).
Я способен овладевать аудиторией – не каждому это дано.
Задание 9. Определите, к какому виду служебно-делового общения относится следующий фрагмент текста (деловые переговоры, интервью, презентация).
- Алло!
- Это кто? – спросил пронзительный женский голос.
- А кого вам надо?
- Это избанакурнож?
- Что?
- Я говорю, это изба на курногах или нет? Кто говорит?
- Да, сказал я. – Изба. Кого вам нужно?
- Примите телефонограмму.
- Давайте.
- Записывайте.
- Одну минутку, – сказал я. – Возьму карандаш и бумагу.
Задание 10. Прочитайте рекламные слоганы. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы.
- Мы обуем всю страну (реклама обувной фирмы).
- Мы сделаем Вашу жизнь сладкой (реклама сахарной биржи).
- Жевательная резинка защищает ваши зубы с утра до вечера.
- Исключительная недвижимость для исключительных людей.
- Купи себе «Даниссимо».
Задание 11. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.
1. История этой семьи могла бы лечь в (основу – основание) романа. 2. Существенным (фактом – фактором) в развитии экономики являются эффективные капиталовложения. 3. Археологи успешно (провели – произвели) раскопки древнего городища. 4. Это наказание носит чисто (воспитательный – воспитательский) характер. 5. Надо (тактически – тактично) намекнуть ему, что не следует поступать подобным образом.
Задание 12. В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова вычеркните. Как называется данное явление?
Сто рублей денег, прейскурант цен, предельные лимиты.
Задание 13. Найдите ошибки, исправьте их и объясните их причину.
1. Речь идет о том, чтобы устранить все тормозы, мешающие нашему движению вперед. 2. Яркая луна взошла над горизонтом, небо и море окрасились в мягкие темно-синие тоны. 3. На постоянную работу требуются квалифицированные токаря и слесаря-инструментальщики. 4. Важнейшие отделы и секторы учреждения были реорганизованы. 5. Во всю ширину реки были растянуты большие невода.
Задание 14. Найдите лексические ошибки, исправьте их и запишите ваш вариант предложений.
1. Предприятие оплачивает Автоцентру стоимость запасных частей по действующим прейскурантам. 2. Выделить дотацию на автобусные поездки для льготной категории граждан на дачный период (с 10 мая по 12 сентября 1997 г.). 3. Показателем, характеризующим квалификацию служащего, является способность адаптироваться к новой ситуации и принимать новые подходы к решению возникающих проблем. 4. Прошу вас выслать нам для ознакомления действующие расценки на приобретение оборудования ЭАТС "Квант" емкостью 240 и 480 номеров и ориентировочную стоимость рабочей версии программного обеспечения для приведенных выше емкостей. 5. Наша цель – создание экономической базы для повышения уровня эксплуатации и ремонта жилищного фонда города.
Задание 15. В каком словаре может быть помещена следующая словарная статья?
Артикль, м. [фр. аrticle < лат. artikulus ]. Частица, прилагаемая в некоторых языках к существительному для обозначения его рода, определенности или неопределенности и нек. др. грамматических характеристик.
Задание 16. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.
В...кансия, вест...бюль, вет...ринар, г...рнизон, деф...цит, д...скриминация, д...кларация, д магог, ижд...венец, к...варный.
Задание 17. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными приведите как можно больше производных слов и запишите их.
Кот едж, кор ектный, кристал , либрет о, мис ия, ок упация, оп озиция, оперет а, оп онент, парал ель, ин ициатива.
Задание 18. Расставьте ударения в данных словах. Если возможны варианты, укажите их.
Облегчить, процент, феерия, обострить, путепровод, феномен, опека, филистер, оптовый, разминуться, форум, откупорить, ракушка, ходатайствовать, очистной.
Задание 19. В каких словах перед е произносится мягкий согласный?
Поэтесса, тезис, тет-а-тет, тоннель, штемпель, эссенция, бандероль, бенефис, бутерброд, гротеск.
Задание 20. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например: ТАСС заявил.
РБ, ФБР, ПК, НТВ, РСФСР.
Задание 21. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях, фразеологизмах и исправьте их.
Концы с концами сводить, концы с концами хоронить, концы хоронить, концы в воду спустить, собаки скребут на сердце, кошки скребут на сердце, кошки рвут сердце на части, сердце рвется на части.
Задание 22. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их.
1. Он привык все делать с размахом и поставил дело на широкие ноги. 2. Жизнь подложила ему горькую пилюлю, но он не пал духом. 3. К счастью, нельзя втиснуть любую жизненную ситуацию в прокрустово ложе классификации. 4. На пожар пришли те, кому хотелось руки погреть на чужом добре. 5. Холод пронзал людей до костей, доставая до мозга.
Задание 23. Образуйте от следующих существительных форму именительного падежа множественного числа.
< Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа