Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Вариант 6
Описание работы:
Задание 1. Прочитайте тексты и скажите, к какому функциональному стилю
относится каждый из них. Назовите признаки, которые позволили вам определить стиль текста, и подтвердите их наличие примерами из текста.
1. И вот подошла к нам беда: стали кулаками звать. Все у нас забрали: хлеб выгребли, скот угнали, сани, телеги... Даже корыта. Кадки, что солили грузди, – все по себе эти воры растащили. Даже одежду – и ту всю на торгах продали. И оставили нас с бабушкой 96 лет.
2. Буду говорить только о состоянии культуры в нашей стране, и главным образом о гуманитарной, человеческой ее части. Я внимательно изучил предвыборные платформы депутатов. Меня поразило, что в подавляющем большинстве этих программ даже не было слова «культура». Между тем без культуры в обществе нет и нравственности. Без элементарной нравственности не действуют и социальные законы, не выполняются указы, не может существовать современная наука.
Задание 2. Обоснуйте гибридность данного текста. Как называется такое явление?
Илья Сергеич Пеплов и жена его Клеопатра Петровна стояли у двери и жадно подслушивали. За дверью, по-видимому, происходило объяснение в любви.
– Клюет! – шептал Пеплов. – Смотри же Петровна, как только заговорят о чувствах, тотчас снимай со стены образ и идем благословлять... Не отвертится тогда, пусть хоть в суд подает.
– Вовсе я не писал вам писем! – говорил учитель чистописания Щуплов.
– Ну да! Будто я не знаю вашего почерка! – хохотала девица, манерно взвизгивая. – Я сразу узнала! И какие вы странные! Учитель чистописания, а почерк как у курицы!
Задание 3. Разграничьте в следующих примерах гиперболу, олицетворение, перифразу, сравнение.
1. Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик по своей и божьей воле стал разумен и велик. 2. Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. 3. И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени. 4. Солнце русской поэзии закатилось. 5. Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин.
Задание 4. Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах (оксюморон, антитеза, парцелляция)?
1. Недоверчивость – мудрость дурака. 2. Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги. 3. Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег.
Задание 5. Прочитайте приведенный ниже фрагмент речи. Определите, какие приемы привлечения внимания использованы в начале (конце) речи.
Именно по состоянию здоровья населения принято судить о степени цивилизованности страны, динамичности развития общества. Физическое, психическое и нравственное здоровье нации является главным капиталом общества. Несостоятельны утверждения, будто нам нужно сначала поднять экономику, а затем думать об охране здоровья россиян. Мы не выйдем из кризиса, если у нас не будет нормальных, физически и умственно полноценных людей! Здоровье нации не может быть ценой политики реформ, а должно стать высшим государственным приоритетом.
Нашему обществу очень не хватает мира и согласия. А может быть, сохранение народа, о чем недавно говорил Александр Исаевич Солженицын, и есть та национальная идея, которая способна объединить всех – и белых, и красных. Ведь все мы – россияне, живем в одной стране, дышим одним воздухом. У нас есть все, чтобы обеспечить человеку достойную жизнь. Нужна лишь политическая воля.
Здесь, наверное, будут высказаны разные точки зрения, но цель у нас одна – улучшить здоровье нации и российское здравоохранение. И я желаю успехов всем участникам слушаний в реализации этой благородной цели!
Задание 6. Определите тип связи в тексте.
Молекулярные цеолитовые сита. Катионы довольно подвижны и обычно могут в той или иной степени обмениваться на другие катионы. Цеолиты являются кристаллическими водными алюмосиликатами, они относятся к группе каркасных алюмосиликатов. Каркасы цеолитов содержат каналы и сообщающиеся между собой полости, в которых находятся катионы и молекулы воды.
Задание 7. Определите способ изложения материала в тексте (индуктивный, дедуктивный, концентрический, исторический, ступенчатый).
Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т.д. Традиции одного народа (этноса) воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л.Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.
Задание 8. Определите, какая максима соответствует данному примеру (скромность, вежливость, такт, одобрение, полнота информации).
А вот если из вашей зарплаты или пенсии будут брать деньги на эту помощь, вы и тогда будете «за»?
Задание 9. Определите, к какому виду служебно-делового общения относится следующий фрагмент текста (деловые переговоры, интервью, презентация).
Добрый день, дорогие друзья! Давайте познакомимся: меня зовут..., я работаю в компании Тяньши... и достиг (или надеюсь достичь) здесь... Вы, наверное, сегодня первый раз слушаете информацию о Тяньши? – Я вам по-хорошему завидую: на вашем месте я тоже был ... и этот день очень круто изменил мою жизнь к лучшему. Надеюсь, что сегодняшний день многие из вас также запомнят, он станет важной вехой в вашей жизни. Нам предстоит непродолжительная, но напряженная работа. Будьте внимательны! Вопросы оставьте на потом.
Задание 10. Прочитайте рекламные слоганы. Определите, какие языковые средства выразительности в них использованы.
• «Пора брать кассу!» (реклама кассовых аппаратов)
• «Сядь за руль и обгони ветер!» (реклама автомобилей)
• «Бастион» покоряется только хозяину» (реклама дверных замков)
• Супербатончик «Финт» – только для тех, кто вправду крут!
• «Хрустящее счастье в шоколаде «Кэдбери».
Задание 11. Раскройте скобки и выберите правильное слово из паронимов.
1. (Развитие – развитость) малого бизнеса играет большую роль в экономике. 2. Малый бизнес (благотворно – плодотворно) отразится на нашей экономике. 3. Мы перестанем (боязливо – боязно) смотреть в будущее. 4. (Бракованный – браковочный) товар навсегда уйдет с наших прилавков. 5. Мы хотим (верить – веровать) в достойное будущее.
Задание 12. В перечисленных ниже словосочетаниях лишние слова вычеркните. Как называется данное явление?
Главный приоритет, первый лидер, тоска по ностальгии.
Задание 13. Найдите ошибки, исправьте их и объясните их причину.
1. Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. 2. Этот костюм мне менее велик, чем тот. 3. Алена гораздо красивше Татьяны. 4. Мой сын так хочет повзрослеть, что тайком от нас броется. 5. Выйдет, бывало, бабушка на крыльцо и кликает нас, ребятишек.
Задание 14. Найдите в предложениях лексические ошибки, исправьте их и запишите ваш вариант предложений.
1. Хозяйка, в одетом на обнаженную шею дорогом ожерелье, привлекала восхищенные взгляды гостей. 2. Ведущий заявил, что, если бы директор сдал финансиста, это было бы подарком всей фирме. 3. Золотой век подарил нам плеяду выдающихся писателей. 4. Ни для кого не секрет, на чем зиждется мафия, но борьба с ней пока не дает видимых успехов. 5. Оконные рамы нашей фирмы обладают в неукоснительным качеством.
Задание 15. В каком словаре может быть помещена следующая словарная статья?
Будний // будничный
Общий корень – будн-; различаются наличием суффикса –ичн- во втором слове.
Будний (разг.) – не праздничный (о времени).
Будничный – постоянно окружающий человека; предназначенный для будней, повседневный, обыденный; прозаический, однообразный.
Будний (-яя, -ее, -ие) день, пора, время.
Будничный (-ая, -ое, -ые) труд, работа, дело, занятие, заботы; одежда, обувь, обстановка, темы.
Задание 16. Вставьте пропущенные буквы. Объясните лексическое значение каждого слова.
Орх...дея, п...л...садник, пан...кёр, п...р...ллель, п...ц...физм, п...р...ферия, п...сс...мизм, пл...гиат, п...лемика, пр...винция.
Задание 17. Вставьте пропущенные буквы. К словам с удвоенными согласными приведите как можно больше производных слов и запишите их.
Тер...ор..., трас...а, цел...офан, агрес ия, ак умулятор, ак омпанемент, ал ея, ан отация, ан улировать, апел яция, артил ерия, мас он.
Задание 18. Расставьте ударения в данных словах. Если возможны варианты, укажите их.
Ветеринария, значимость, возбужденный, звонишь, маркировать, воспроизведенный, избалованный, медикамент, втридорога, исповедание, менеджмент, гастрономия, исподволь, мизерный, генезис.
Задание 19. В каких словах перед е произносится мягкий согласный?
Эффект, интервью, картотека, пионер, синтетика, стенд, температура, фонетика, теннис, тент.
Задание 20. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени, например: ТАСС заявил.
СТО, ТЮЗ, УВД, ЖЭУ, ЧП.
Задание 21. Найдите случаи нарушения лексической сочетаемости в устойчивых словосочетаниях, фразеологизмах и исправьте их.
Сложить руки, сложить ноги, сложить голову, выйти в тираж, попасть в тираж, списать в тираж, искать ветра в поле, ждать ветра в поле.
Задание 22. Найдите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов, исправьте их.
1. Я не верю ни единому твоему слову, и нечего втирать мне очки! 2. Все, что сделано нашими дедами и отцами, не должно кануть в лето. 3. Дамоклов узел приближающейся ревизии с неотвратимостью навис над ним, заставляя метаться в поисках выхода. 4. Если ты достиг успеха, Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Контрольная работа