Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Психологические особенности общения в подростковом возрасте
Описание работы:
Содержание
Введение_________________________________________________ 2
Глава 1. Теоретический обзор по проблеме развития личности подростка
в отечественной и зарубежной литературе_______________6
1.1 Понятие подросткового возраста_________________________6
1.2 Особенности формирования личности подростка____________12
1.3 Кризис подросткового возраста___________________________16
Выводы к главе 1________________________________________17
Глава 2. Теоретический обзор по проблеме причин, вызывающих трудности общения в подростковом возрасте________21
2.1. Специфика общения в подростковом возрасте_____________21
2.2. Анализ факторов, затрудняющих процесс общения _________25
Выводы к главе 2_________________________________________30
Глава 3. Экспериментальное исследование особенностей общения в подростковом возрасте_______________________________33
3.1. Характеристика испытуемых и описание методов исследования__________________________________________________33
3.2. Анализ результатов исследования________________________34
3.3. Математический анализ данных исследования______________47
Выводы__________________________________________________48
Заключение______________________________________________52
Список литературы_______________________________________58
Приложение
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называть отроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании.
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста. У подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе взаимоотношений с окружающими. Именно система взаимоотношений с социальной средой и определяет направленность его психического развития.
Разные возрастные периоды в жизни ребенка имеют разное значение для возникновения тех или иных психических расстройств, но период психобиологического развития, каковым является детство и подростничество, оказывается в этом отношении наиболее важным. Особое значение имеют так называемые возрастные кризисы – периоды наибольшей подверженности нервным и психическим нарушениям, которые охватывают 10 лет из 18: первый - в 3-4 года, второй – в 5-7 лет, третий – в 12-18 лет.
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В.
Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в общении. Проблема затруднений, или «барьеров» общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века (Д. Кати, Л. Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин, В.Ф. Ломов, А.А. Коломенский, А.А. Климов и др.)
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет в количестве 30 человек. Испытуемые обучаются в общеобразовательных учебных заведениях. Участие в исследовании было добровольным и проводилось в соответствии с требованиями, предъявляемыми к проведению процедуры психодиагностического обследования. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Дипломная работа