Данный сайт использует файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом вы соглашаетесь с этим.
Преодоление лексико-грамматических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Описание работы:
Содержание
Введение .3
Глава 1. Теоретические основы развития грамматического строя речи у детей
дошкольного возраста
1.1. Исследование детской грамматики в психолингвистике, психологии и дошкольной педагогике 8
1.2. Особенности освоения детьми дошкольного возраста грамматических форм 14
1.3. Нарушение грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) и пути его преодоления 18
1.4. Применение наглядного моделирования в логопедической работе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
2.1. Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР 32
2.2. Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 38
2.3. Сравнительный анализ экспериментальных исследований 49
Методические рекомендации логопедам МДОУ 52
Заключение 55
Список использованной литературы 58
Приложение 59
Грамматический строй языка – система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования, синтаксиса.
Впервые проблема освоения ребенком грамматического строя языка встала перед дошкольным воспитанием в военные и первые послевоенные годы. Учеными Радиной Е.И., Жуковской Р.И., Флериной Е.А., Карпин¬ской Н.С., Усовой А.П., Пеньевской Л.А., Кониной М.М. проводились исследования в сфере педагогических условий обучения детей родному языку, его фонетике, лексике, грамматике.
Проблема формирования грамматического строя устной речи дошкольников включает усвоение ими морфологии, изучающей структуру слова и грамматические значения в пределах слова; словообразования (аспекты создания, функционирования и строения производных и сложных слов) и синтаксиса (сочетаемость и порядок следования слов, общие свойства предложения).
На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны детской речи. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни, когда ребенок начинает употреблять распространенные предложения, у него растет активный словарь, расширяется сфера общения. Вновь усваиваемые слова ребенок не всегда успевает запомнить в новой для него грамматической форме, а при использовании распространенного предложения не успевает контролировать как его содержание, так и форму.
Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является использование наглядного моделирования.
Нами был разработан проект экспериментальной работы с детьми. Целью экспериментальной части исследования являлось выявление эффективности использования многообразных дидактических игр и лексико-грамматических упражнений с применением наглядного моделирования в коррекционной работе по формированию грамматического строя речи и устранению аграмматизмов у детей с общим недоразвитием речи.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР после проведения формирующего эксперимента.
В соответствии с результатами проделанной работы в данном исследовании мы можем предложить следующие рекомендации практикующим логопедам дошкольного образовательного учреждения по проблеме преодоления лексико-грамматического несовершенства речи у детей с ОНР. Примерный внешний вид работы:
Тип работы: Дипломная работа